Создали B2B-портал для российского производителя принтеров и расходных материалов

На примере кейса «Булат» показываем, как качественная проработка технического задания с прототипами позволяет быстро выявить узкие места в бизнес-процессах и создать гибкую, легко масштабируемую MVP-версию продукта.
Задача:
разработка веб-ресурса для автоматизации и оптимизации процесса продаж товаров компании и поставщиков (вендоров).
Решение:
разработали фирменный стиль и MVP B2B-маркетплейса на сервис-ориентированной архитектуре для масштабирования проекта в будущем.

Клиент

«Булат» — российская компания, основным направлением деятельности которой является производство расходных материалов для копировально-множительной техники и компьютерной периферии.

Компания имеет более 100 фирм-партнеров из разных стран, собственные заводы, проводит промышленные и научные исследования для решения технологических и инженерных задач производства.

В 2023 году компания «Булат» вывела на рынок собственные печатные устройства — 24-страничный лазерный принтер и 40-страничный лазерный МФУ.

Ситуация до начала проекта

Одной из глобальных тенденций среди производителей является создание собственных, узкоспециализированных маркетплейсов, которые позволяют автоматизировать продажу собственной продукции, а также предоставить партнерам и клиентам удобную площадку для закупок в сегменте B2B.

Компания «Булат» не стала исключением. У клиента достаточно ресурсов для масштабирования, есть налаженные связи и отработанная база поставщиков (вендоров). За время работы у компании сложились определенные бизнес-процессы, которые необходимо было автоматизировать и оптимизировать с учетом задачи по созданию собственного маркетплейса.

У заказчика уже были корпоративный портал и некий интернет-магазин, однако оба веб-ресурса функционально устарели и требовали модернизации, поэтому было решено создать веб-ресурс для B2B-продаж с нуля.

Цель и задачи

Цель проекта — разработка B2B-web-портала для автоматизации и оптимизации процесса продаж товаров компании и сторонних поставщиков/вендоров.

Задачи:

  1. Оптимизация процесса продаж в части создания инструментов активных продаж, повышения качества информирования клиентов о товарах, автоматизации выставления счетов на оплату, отображения статуса заказа и обработки обращений.
  2. Доработка «1С:Управление торговлей» и настройка обмена информацией с B2B-порталом.
  3. Разработка фирменного стиля маркетплейса, включая создание логотипа.
  4. Разработка универсального API для возможности интеграций любых систем с порталом.

Выбор исполнителя и решения

Так как у заказчика не было крупного подрядчика, который обладает необходимыми компетенциями и опытом для реализации проекта, представитель заказчика разместил объемное техническое задание на тендерной площадке.

Ключевыми критериями для исполнителя были:

  • наличие опыта разработки маркетплейсов и понимание специфики подобных веб-порталов;
  • способность актуализировать и переработать имеющееся техническое задание с учетом особенностей разработки;
  • удобная организация взаимодействия заказчика с командой и возможность оперативного контроля реализации проекта.

На конфколле с руководителем проекта мы уточнили некоторые вопросы по техническому заданию, размещенному на тендерной площадке, и представили свое видение того, как можно реализовать данный проект.

С учетом нашего опыта и функциональных требований заказчика, мы предложили создать систему на основе сервис-ориентированной архитектуры. С одной стороны, такой подход позволяет минимизировать затраты на разработку MVP (в сравнении с микросервисной архитектурой), с другой, создает базу для развития и расширения системы с помощью новых модулей.

У заказчика уже была разработана бизнес-логика, однако им нужен был исполнитель, который поможет избежать технических и логических ошибок, вовремя направит и скорректирует ход проекта, чтобы тот не зашел в тупик. Команда должна была понимать ключевые принципы работы системы, задать вопросы, касающиеся важных нюансов, а со своей стороны заказчик готов был положиться на опыт и мнение исполнителя.

Таким исполнителем, с необходимыми компетенциями, опытом и видением проекта стала команда «СофтЭксперт». Позднее заказчик также передал нам задачу по доработке «1С:Управление торговлей», которую мы решили в короткие сроки силами штатных специалистов.

Реализация проекта

Перед началом проекта мы обсудили с заказчиком и выбрали удобную модель коммуникации. Так, руководитель проекта ставил задачи в «Битрикс24», там же мы обменивались необходимыми документами и отправляли информационные запросы разработчиков. Чтобы все заинтересованные лица были в курсе, на какой стадии находится проект, мы каждый понедельник размещали в «Битрикс24» отчеты о проделанной работе, а также по мере необходимости устраивали конфколлы для обсуждения и согласования ключевых моментов.
1 этап. Предпроектное обследование и написание технического задания

Предпроектное обследование помогает лучше понять существующие бизнес-процессы и общую логику, сформировать представление о том, как должна выглядеть готовая B2B-платформа. На данном этапе мы, как правило, проводим много встреч с представителями заказчика, уточняем функциональные требования к системе, фиксируем договоренности по техническим моментам.

В данном проекте в первых встречах участвовали все ключевые лица компании — генеральный и финансовый директора, ИТ-директор, руководитель отдела продаж. Их вовлеченность и глубокая погруженность позволили быстро согласовать основные решения и приступить к разработке прототипов.

Опытный исполнитель поможет не уйти в излишнюю детализацию, задаст необходимые вопросы, предложит конкретные варианты реализации, чтобы вы потратили на предпроектное обследование и составление технического задание один месяц вместо одного года.
Внутренние этапы написания технического задания

Визуализация технического задания в виде прототипа (мы делаем его в «Фигме») помогает лучше понять описанную логику, выявить узкие места в описанных бизнес-процессах и переработать логику системы, где это необходимо. Например, при отрисовке процесса оформления заказа стало понятно, что необходимо добавить промежуточный шаг и обратную связь для пользователя, не учтенные в первой версии ТЗ.

2 этап. Создание фирменного стиля

Создание фирменного стиля для маркетплейса заказчика началось с разработки логотипа. Цвета логотипа стали основой для создания цветовой гаммы оформления B2B-платформы, а округлые формы задали стиль элементам (кнопкам, иконкам, рамкам, плашкам).

Синий выступает основным цветом для контрастного оформления, оранжевый используется в качестве акцентов.

Округлый шрифт и элементы визуально смягчают общий вид сайта, в котором из-за специфики бизнеса много табличных данных.

Одной из типичных задач в проектах для нас является отрисовка иконок. Эти небольшие элементы позволяют подчеркнуть характер веб-ресурса, выделить его среди конкурентов, но при этом не перегрузить визуально для пользователей, что особенно важно в создании маркетплейсов, на которых клиент много времени проводит за просмотром страниц каталога и карточек товаров.

Иконки-заглушки. Каждая есть в крупном и мини форматах из-за специфики отображения информации на сайте.

Другим дизайнерским решением стал ярлычок с отображением курса валют, который перемещается вслед за пользователем внутри каталога. Это связано с тем, что часть товаров имеет цены в долларах, и пользователь может в личном кабинете настроить отображение цен в карточке (в рублях, в долларах, в долларах и в рублях).

Боковой шильдик с курсом валют помогает пользователю ориентироваться в ценах на товары.
Функциональность в данном проекте была первичнее, чем дизайн, поэтому дизайнер еще на этапе разработки прототипов подобрала шрифты, отступы и расположение элементов относительно друг друга. Это позволило быстро адаптировать прототип под готовый фирменный стиль, согласовать макеты с заказчиком и передать их разработчикам.
3 этап. Разработка B2B-платформы

Для реализации функциональных требований заказчика, обеспечения безопасности, быстродействия и гибкости системы мы сформировали следующий технологический стек.

Symfony
для backend-разработки
Vue.js
Nuxt.js
для frontend-разработки
EasyAdminBundle
для разработки административной части
mariadb
postgresql
БД для хранения основной информации
memcached
БД для хранения кэша
mongodb
БД для хранения логов
Gitlab CE
для сопровождения жизненного цикла проекта
Kafka
RabbitMQ
для обеспечения надежной связи между различными частями системы (сервисами)
WebSocket
Node.js
для реализации функционала, работающего в режиме реального времени

Особенности разработки B2B-портала для «Булат»

  1. Различия в отображении информации на страницах каталога для авторизованных и неавторизованных пользователей из-за специфики отрасли заказчика, в частности с наличием поставщиков из разных регионов.
  2. Возможность добавления сотрудников к зарегистрированному профилю, чтобы продавать/покупать от разных юрлиц или формировать заказы по отделам. При этом общая информация хранится в профиле и используется, например, для расчета скидки компании.
  3. Для поставщиков реализована гибкая система управления ценами и скидками на свои товары через настройку правил в личном кабинете.
  4. Для покупателей реализован функционал по формированию коммерческого предложения в личном кабинете портала с возможностью загрузки собственного логотипа, реквизитов для клиентов, а также редактирования цен с учетом наценки. Это необходимо для тех, кто закупается оптом для последующей перепродажи товаров.
  5. Для удобства оформления оптовых заказов, реализована возможность поиска товара загрузкой файла с артикулами. Система автоматически собирает товары в корзину, а пользователю остается только оформить заказ или сформировать КП на их основе.
  6. Для пользователей B2B-портала реализована возможность работы через API. Это позволяет настроить в личном кабинете интеграцию с ресурсами пользователя, получить временный API-токен и работать в привычных программах, например, делать закупки на портале из своей программы «1С».
  7. Для удобства работы с заказами реализован функционал листов ожидания. После добавления товаров в корзину покупатель может: оформить заказ (если все товары в наличии), оформить заказ на позиции в наличии, а остальные отправить в лист ожидания (частичный заказ) или отправить все товары в лист ожидания, пока они на появятся в наличии.
  8. Для покупателей реализована возможность создания шаблонов заказа, что позволяет быстро оформлять заказы без поиска по каталогу или истории покупок.
  9. Реализован функционал отслеживания всех заказов профиля в личном кабинете, а также получение информации о доставке (служба доставки, трек-номер, статус исполнения).
  10. Реализован функционал по автоматическому формированию и отправке пользователям документов по заказу, а также возможность обращения в рамках претензий по заказам из личного кабинета.

Результат

В рамках проекта для компании «Булат» был разработан MVP маркетплейса, который автоматизирует продажи и взаимодействие с поставщиками (вендорами). За счет сервис-ориентированной архитектуры B2B-портал легко развивать и изменять в зависимости от потребностей рынка, а лаконичный дизайн делает его удобным и понятным для пользователей.

Выполненные работы:

  • проведение комплексного предпроектного обследования с составлением подробного технического задания и разработкой прототипов;
  • создание фирменного стиля маркетплейса с разработкой логотипа и уникальных графических элементов;
  • разработка в тестовой среде веб-ресурса по утвержденному ТЗ и макетами;
  • доработка «1С:Управление торговлей» для нужд заказчика и настройка двусторонней интеграции B2B-портала;
  • наполнение контентом, проведение автоматизированных и ручных тестов и перенос готового кода на сервер.

Отдельно хотим поблагодарить руководство «Булат» за то, что они всегда выделяли достаточно времени на встречи, полноценно участвовали в разработке и проектировании системы, что позволило быстро принимать и согласовывать ключевые решения.

Для бизнеса время — это особенно ценный ресурс, мы понимаем это и всегда учитываем в разработке проектов. Основываясь на нашем опыте разработки, мы предлагаем конкретные решения, помогаем автоматизировать бизнес-процессы и воплотить идеи таким образом, чтобы продукт оставался гибким, мог масштабироваться и расти вслед за бизнесом, чтобы заказчику не пришлось тратить много ресурсов на переработку системы, когда мир и рынок изменятся.
Понравился проект?
Звоните! Проконсультируем и рассчитаем стоимость проекта бесплатно!